Гамлет, принц датский на сцене Лакского театра

«Быть или не быть?» – вопрос, который во все времена стоял перед людьми: противостоять злу или смириться с ним? Пытаться изменить мир, в котором торжествует несправедливость, или спокойно жить в нем? Шекспировский сюжет не потерял злободневности и сегодня, спустя четыре столетия, что ярко демонстрирует постановка Лакского театра – «Гамлет».

Гамлет – парень с характером. Обиженный на судьбу, мать, отчима, друзей и вообще весь мир, он реагирует болезненно на любое действие с их стороны. Пытаясь раскрыть истину, он оказывается на гране сумасшествия, но не спешит ответить на злодеяния окружающих, а хочет разобраться в причине зла, которым заражен мир.

«Гамлет» – трагедия прозрения, в которой ренессансному гуманизму приходится пройти испытания жестокими истинами «вывихнутого века». А в переводе «Гамлета» на сцене Лакского музыкально-драматического театра им.Э.Капиева – это возможность услышать Шекспира живым, понятным, простым и в то же время таким поэтичным и страстным.

Спектакль поставлен на двух языках. Постановщиком «Гамлета» на лакском языке является Садык Магомедов – главный режиссер театра, народный артист Дагестана, лауреат Республиканской премии им. Гамзата Цадасы. Постановщик русской версии спектакля – Богдан Петканин, художник-режиссер из Болгарии, имеющий опыт режиссирования в театрах России и в Европе. Основной состав исполнителей главных и эпизодических ролей спектакля – молодые артисты, выпускники актерского отделения Дагестанского государственного университета. Главного героя, в русском варианте спектакля играет – Артур Абачараев, заслуженный артист Республики Дагестан, в лакском варианте – Ислам Магомедов.

Жизнь и смерть, любовь и обман, самопожертвование и предательство – эти и многие другие «вечные» вопросы пытаются разрешить для себя шекспировские герои, а вместе с ними и современные зрители, чувствующие непрерывную связь времен и сталкивающиеся с теми же вопросами бытия только в наше время. Трагедия Гамлета – это трагедия личности, вознамерившейся в одиночку взбунтоваться против лжи и преступления, но поглощенной пошлостью, бездуховностью и предательством. Являясь по натуре философом и гуманистом, Гамлет оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его на месть и кровопролитие. В этом и состоит трагизм положения героя – увидев мрачную сторону жизни, братоубийство, измену, он разочаровался в жизни, утратил понимание ее ценности. Шекспир в своем произведении не дает определенного ответа на вечный вопрос «Быть или не быть?», оставляя его за читателем, а Лакский театр за зрителем. И интерпретационные подходы к переводу шекспировского оригинала, переделки отдельных мотивов классического сюжета в постановке, лишь подчеркивают вечный универсальный смысл одного из наиболее известных произведений мировой литературы.

 

Текст: Тимурлан Темиров
Фото: пресс-служба Лакского театра