Буттаева Райганат

Буттаева-Р-1024x723

О ней в театре говорят, как о несносной проказнице. Ее шутки и проделки продолжаются и в солидном возрасте. Шестнадцатилетней девушкой, в начале 50-х годов ХХ столетия переступила порог Лакского театра Райганат Меджидова (в девичестве). Общительная, веселая, наделенная здоровым чувством юмора, Рая, как ее называют в театре, быстро пришлась ко двору. Ее приняли в коллектив безоговорочно, тем более, что театр нуждался в молодых артистах, к тому же Райганат пела, плясала и очень легко входила в роль. Красиво тембра, богатых оттенков звучания голос за короткий срок сделал ее популярной среди любителей хорошей песни.

А Лакский театр на гастролях по селам после каждого спектакля в те годы обязательно давал концерт, ставший любимой частью выступлений театра перед сельскими зрителями и обязательным атрибутом, как бы составляющим, любого спектакля театра. Много и неустанно работала молодая артистка над каждым сценическим образом.

Классические и современные героини в исполнении Р. Меджидовой были всегда живые, естественные, потому, что артистка не играла, а жила жизнью своих сценических персонажей. Озорство, живость и простота были присущи почти всем сценическим характерам Р. Меджидовой. Вместе с тем, они не были похожи между собой.

Разнообразны и разноплановы Юзгуль из «Семьи Алгана» А. Мухтарова, Феона из комедии А. Островского «Не все коту масленица». Гундюз, сообразительный, находчивый мальчик из спектакля «Севиль» Д. Джабарлы, Аника из «Блудного сына» Э. Раннета.

Р. Меджидова играла много и с удовольствием, каждый раз высвечивая новые и индивидуальные черты, создавая неповторимые краски, интонационные оттенки, училась у старших актрис, прислушивалась к критическим замечаниям на сдачах спектаклей.

Райганат пришла в театр без предварительного обучения актерской профессии, посещала все репетиции, даже тех спектаклей, в которых не была занята, присматривалась к игре других актеров и актрис и уже в первых сценических работах стала удивлять органичностью и внутренней логикой характера. Даже не большие эпизодические роли Р. Меджидовой становились интересными, запоминающимися зарисовками.

А когда на гастролях по району театр приехал в ее родное село Куба, и их односельчанку, простую, общительную и веселую Раю, совсем еще девчонку, представили, как исполнительницу роли во французской комедии Ж.Б. Мольера «Лекарь по неволе», назвав полным именем Райганат Меджидова, то в глазах односельчан она выросла, предстала совсем другой, в которой они и не подозревали столько умения, обаяния и таланта.

Соединив свою судьбу с талантливым артистом, народным артистом ДАССР Г.Д. Буттаевым, став теперь Р. Буттаевой, Райганат обрела в нем творческую опору и поддержку. В дальнейшем у актрисы стали появляться образы лирического и драматического планов, в которых Р. Буттаева показывала многообразие черт, индивидуальных и типических, выявляет особенные личностные качества.
Буттаева-Райганат-Абдусаламовна-jpg

Райганат Абдусаламовна Буттаева – всегда в работе, на подхвате, всегда к месту ее удачно подобранная деталька, ее точное попадание в образ. Несмотря на возраст, она сохранила молодость духа, озорство, юмор, остроумие, умение быть своей в молодежной компании, вовремя встать на защиту незаслуженно обиженного, не пройти мимо непорядка, порадоваться успеху коллеги, помочь начинающему таланту поверить в себя, но в тоже время одернуть зазнавшегося юнца, заразившегося звездной болезнью. С ней всегда легко, просто и интересно.

Народная артистка (1985), лауреат республиканской премии им. Г. Цадасы (2001) Р.А. Буттаева удостаивалась и Почетной грамоты Президиума Верховного Совета ДАССР и благодарственных писем зрителей, и поощрительных премий и дипломов лауреата смотров.