Мусалаев М

Мусалаев-М

 Мусалаев Магомед Ш

     1913-1964

 

Магомед Мусалаев был любимым, почитаемым и всенародно признанным талантливым артистом.

Мальчишкой работал в тбилисской мастерской кинжальщика у дяди, юношей ходил по селам Азербайджана лудильщиком. Но в свободное время не расставался с мандолиной и народными мелодиями. Тяга к искусству жила в нем всегда. Он мечтал о сцене.

Вернувшись на родину, как только открыли государственный Лакский театр, пошел в артисты. Высокий, статный, с орлиным взглядом, Мусалаев сразу вошел в обойму лучших артистов театра. Раньше Лакский театр был не музыкальным, а драматическим, но у театра был свой оркестр национальных инструментов, куда входили таристы, кеманчисты, скрипач, ударник, зурнач. Мусалаев играл то на мандолине, то на большом бубне, пел, красиво танцевал и был исполнителем ведущих ролей в лучших постановках, ставших этапными в творческой жизни театра.

Мусалаеву повезло и в том, что в начале его актерского пути художест-венным руководителем театра был назначен молодой профессионал, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Павел Васильевич Джапаридзе, который для постановки подбирал добротные драматургические произведения, что тоже сыграло немаловажную роль в становлении начинающего артиста.

Вдумчивая, кропотливая работа артиста над серьезными характерами национальной и классической драматургии стали порукой для назначения Мусалаева и в дальнейшем на ответственные и главные роли:  Аглархан в драме М.Алиева «Аздар», молодой пограничник Надир в пьесе Г.Мдивани «Честь», Яровой в «Любовь Яровая» К.Тренева, Айгази в героической драме Р.Фатуева «Горцы», Сганарель в комедии Ж-Б.Мольера «Лекарь поневоле», Годун в пьесе Б.Лавренева «Разлом».

Война прервала творческий путь артиста. Одним из первых добровольцем ушел Мусалаев воевать за Родину. А вернувшись с победой, вновь окунулся в любимую работу с ее пешими походами из села в село, спектаклями в холодных неотапливаемых сельских клубах, трудными поисками и радост-ными открытиями.

Среди лучших сценических работ Молла Насрутдин и Машади-Ибад в одноименных комедиях М.Курбанова и У.Гаджибекова,  Рустамбек в музыкальной комедии «Аршин-мал-алан» У.Гаджибекова, Шамхал в героической драме «Парту Патима» М.Алиева.

На Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве (1960 г.) Мусалаев исполнял эпизодическую роль бухгалтера колхоза Хаса в спектакле по пьесе М.Алиева «В родном ауле». Московские критики назвали игру актера в числе несомненных удач постановки.

 

В последующие годы Мусалаев выступил в ролях Дикого («Гроза» А.Островского), Ванати («Бухгалтерия Ванати» М.Алиева), Сардиона («Честь Родины» Г.Мдивани) и др. Много раз выходил Магомед Шапиевич Мусалаев в разных спектаклях на сцену родного театра и каждая сыгранная им роль входила в число лучших актерских работ театра.

Актер ушел из жизни в 51 год, успев получить много наград, дипломов и почетных грамот, а главное высокие звания «Народный артист Дагестана» и «Заслуженный артист РСФСР». Но самой большой наградой для артиста были всенародное признание и всеобщая любовь от мала до велика. Люди ходили из села в село и по нескольку раз смотрели один и тот же спектакль с его участием.

 

Литература о нем:

1. Говоров С. Лакский театр, Махачкала, Дагкнигоиздат, 1957 г.

2. Султанова Г. Многонациональный театр Дагестана. Часть 1.Махачкала,

Дагкнигоиздат, 1993 г.

3. Султанова Г. Многонациональный театр Дагестана. Часть 2. Махачкала.

Дагкнигоиздат, 2009 г.

4. Султанова Г. Актерское искусство Дагестана. Махачкала. Издательство

«Наука», 2010 г.