Рустамов Г

Рустамов-Г-1024x760

Он был немногословный, тихий на вид, даже суровый человек. В театре его любили за прямоту, бесхитростность, за умение без суеты, без лишних слов всегда к месту и вовремя оказать помощь и поддержку морально и физически. Он пережил плен и побег, суровую школу партизанских вылазок, получил завоеванные кровью, будучи командиром подрывного отделения в тылу врага, награды – «Орден Отечественной войны II – степени» медали «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» и др.

После войны он учитель по образованию, работающий с 1937 года до начала войны артистом в лакском театре, вновь вернулся к любимому делу, избранному им по зову сердца. Театр он любил самозабвенно, готов был днем и ночью служить ему. Каждую роль переписывал бережно, убористым почерком в толстую в коленкоровой обложке тетрадь и учил наизусть только после того, как входил в существо роли, в душу своего героя.

Более сорока пяти лет отдал Гамзат Аскандарович любимому театру, служил ему всей душой, и с огромным удовольствием. Много лет и до войны, и после, несмотря на серьезные ранения, полученные на фронте, пешком исходил все села Лакского, Чародинского и Агульского районов.

В первые после военные годы им были созданы образы как в классической пьесе «Свои люди сочтемся» А. Островского (Расположинский), так и в современной национальной драматургии – «Дорога к счастью» М. Алиева (Ахмед), «Семья Аллана» А. Мухтарова (Аллан). Особенно удался артисту образ Аллана, человека праведного, справедливого, честного и принципиального, для которого моральные качества были превыше всего. Г. Ибрагимов воплотил образ молодого советского коммуниста без патетики и идеализации, наделил его мягким характером, простотой и душевностью.

На сцене Лакского театра Гамзат Ибрагимов создал большую галерею образов главы семейства, и одна работа не похожа на другую. Это и Али в «Горянке» Р. Гамзатова, который с полными слез глазами заносит кинжал над склонившейся перед ним дочерью, глядя в сторону, и отрешенным холодным голосом требует покинуть родительский дом. Или же кузнец и лудильщик Кара в спектакле «Итальянская баллада» по пьесе Н. Алиева. Не понаслышке, а на собственной шкуре испытал и немецкие застенки, и побег из плена, и трудные партизанские будни. Гамзат Ибрагимов естественен и убедителен в сценах с бойцами итальянского Сопротивления, и в столкновениях с немецкими офицерами. А во взаимоотношениях со своей подругой, итальянской Луизой актер выдает столько тепла, внутреннего благородства и красоты, что трудно отделить артиста от его сценического героя – хлебосольного балагура, открытого для друзей, и сурового, немногословного с оккупантами. Кара Г. Ибрагимова живет с глубокой тоской по родине и единственное его утешение – это лакский хинкал, который готовит ему жена итальянка.

Гамзат Аскандарович не только сам любил работать над ролью, скрупулёзно, тщательно разрабатывая каждую деталь, мельчайшие нюансы поведения и поступков своих персонажей, но и заставлял молодых артистов выискивать, выстраивать внутренние ходы, логически обосновывать те или иные поступки, давать объяснения внезапным срывам, и непредсказуемому поведению героя. Таким образом он подключал в работу над сценическим характером мыслительную систему организма, подчиняя чувства и душевный настрой работе мысли.

Много было ролей в творческой биографии Гамзата Ибрагимова, оставивших большой след в сердцах и памяти зрителей, — в комедиях К. Гольдони, Ж.Б. Мольера, А. Островского, А. Сухово-Кобылина; в драмах Д. Джабарлы, Р. Хубецовой, М. Карима, А. Корнейчука, В. Розова; в трагедиях М. Алиева, М-Х. Пашаева, Б. Рамазанова; в бытовых и психологических пьесах современных национальных авторов. В какой бы пьесе ни выходил на сцену народный артист Дагестана Гамзат Аскандарович Ибрагимов – это была биография, был характер, была индивидуальность, дополненные творчески мыслящим артистом.