Валерий Абдулович Эфендиев

Валерий Абдулович Эфендиев

(1942-2002)

Эфендиев-В-1024x768

     Глубину проникновения в корень вопроса, быструю реакциюи образное видение, присущие к этому не похожему на горца, парню , заметили его педагоги по актерским дисциплинам. Этюды, отрывки, бесконечные пробы, упражнения, тренажи и целые спектакли- так быстротечно пролетели 5 лет студенчества. В Кумух в Лакский драмматический театр  вернулись 15 талантливых, ярких молодых, готовых дерзать, искать, открывать актеров. Среди них был и Валерий Эфендиев, задумчивый мечтатель и поэт, который серьезно увлекся театром и уже с первых лет работы стал задумываться над тем, чтобы поехать учиться на режиссера. Поработав два года артистом и сыграв энное количество ролей юных влюбленных, весьма ветреных современных героев, Валерий Эфендиев возвращается в Москву, но уже в ГИТИС на режиссерский факультет, который вооружил его секретами сложнейшей и мужественной профессии, открыл тайны режиссерских концепций, мизансценических  решений, образно- выразительных обобщений. Уходил мальчишкой, вернулся возмужавшим и сразу, без всяких отступлений и предисловий, окунулся в будни и бури режиссерских поисков, дерзаний, маленьких радостей и больших трудностей провинциального театра с огромным количеством проблем – постановочных, материальных и творческих.

Коллектив Лакского театра имени Э. Капиева долгие годы работал без такого путеводителя. Конечно он как и многие дагестанские театры, имел временных режиссеров, которые, самое большое, задерживались на 2-3 года. Причин тому было много: отдаленность от культурных центров, неустроенность быта в высокогорном Кумухе, неприспособленность здания и сцены к использованию технических приемов и многое другое. Работали в театре приезжие режиссеры П. Джепаридзе, А. Васильев, А. Минутко, В. Терехин,  В. Тургенев, несколько лет поработал и выпускник аварской студии ГИТИСа  А. Магомедов, который задержался дольше всех и оставил о себе хорошие воспоминания. Деятельность этих режиссеров носила сезонный характер, поэтому не было у них ни долгосрочных программ, ни перспективных планов творческого развития театра.

Когда в 1964 году в театр пришли выпускники первой Лакской актерской студии, подготовленные в Высшем театральном училище им. Б. Щукина, особенно почувствовалась отсутствие единой режиссерской школы. Назрела необходимость подготовки своего режиссера. И выбор пал на Валерия Эфендиева. Он не заставил себя уговаривать. Ему повезло. Он попал в мастерскую М.О. Кнебель. Проучился положенное время и вернулся в родной театр, который к его возвращению переехал в Махачкалу  и поселился в одном здании с Русским драматическим театром.

Одной из первых работ молодого режиссера была «Женитьба» Н.В. Гоголя. В спектакле. В спектакли  участвовали артисты старшего поколения, выпускники Щукинского училища и ереванской студии «Весь спектакль сыгран в обличительном, сатирическом ключе, что способствует более острому звучанию драматической ноты спектакля, сатирический пафос становится  главенствующим и определяющим…».

Растет режиссер, меняется его статус: сначала главный режиссер, а затем художественный руководитель.

Сатирическая линия Лакского театра движется по нарастающей. В. Эфендиев ставит «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина и проявляет большую зрелость , компетентность, творческую смелость и глубину.

От спектакля к спектаклю формируется и растет режиссерское мастерство Валерия Эфендиева, проявляется зрелость его замыслов, художническая смелость в интерпретации классики, в выборе современной пьесы для диалога со зрителем. «Каждый человек в ответе за все, что делается при нем и после него!»- слова Человека-Театр в исполнении нар. арт. Дагестана Г. Буттаева стали лейтмотивом постановки В. Эфендиева «Забыть Герострата» Г. Горина. Острая сатира и ярко выраженная публицистичность органично работают в спектакле, разоблачая зло и призывая к бдительности.

Лебединой песней Валерия Абдуловича Эфендиева стал спектакль «Черный день » С. Касумова. Пьесса, повествующая о трагедии переселенного Новолакского района, рассказывает не только о насильственном переселении народа в прошлом, но и о его нерешенной судьбе в будущем. Скупыми, сдержанными красками и немногословными деталями оформления дает режиссер и художник (А. Аскаров) адрес места действия. Музыка композитора Ширвани Чалаева, пересекаясь с драматическими и трагическими событиями в жизни героев, передает накал и напряжение действия драмы.

Эфендиев строил спектакль в нарастающем темпо-ритме, раскрывая трагедию разделенного народа изнутри, показывая один за другим эпизоды жесткого переселения, которые завершаются тяжелейшей сценой вспашки целины старым деревянным плугом, в который вместо быков запряжена дряхлая старуха. Спектакль был показан на фестивале театров Северного Кавказа в городе Владикавказ в январе 2003 года и получил диплом «За лучшую режиссуру» (посмертно).

Его спектакли и сегодня продолжают жить на сцене родного театра, его пьесы идут и в других дагестанских театрах. Валерий Абдулович Эфендиев поставил более 70 спектаклей по классической и современной драматургии. Многие их них стали этапами в творческой жизни режиссера, артистов и театра.