И грустно, и смешно …

http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27471745/?_utl_t=fb © Дагестанская правда

Вы когда-нибудь смеялись и грустили одновременно? Согласитесь, такое бывает нечасто. На днях эти эмоции пережили зрители Лакского театра, пришедшие на премьерный спектакль «Провинциальные анекдоты». Постановка по пьесе классика советской драматургии Александра Вампилова заставила многих призадуматься и задаться вопросом: «А правильно ли мы живем?». В основе спектакля две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». На первый взгляд, легкие, забавные ситуации, происходящие с героями, оборачиваются высокой трагедией, а проблемы и конфликты, затронутые автором в 70-х годах прошлого столетия, воспринимаются зрителем как чрезвычайно актуальные и в наши дни. Действие обоих «анекдотов» происходит в захудалой провинциальной гостинице «Тайга». В первом – мелкий начальственный хам – администратор гостиницы Семен Калошин испуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека «из министерства» – метранпажа. Почти гоголевская «конфузная ситуация» провоцирует целый каскад гротескных ситуаций, неожиданных поворотов сюжета. Кто же такой таинственный метранпаж? Зритель дожидался ответа на этот вопрос вместе с героями пьесы «История с метранпажем». Во втором «анекдоте» шутовская выходка двух друзей, похмельных экспедиторов, приводит к явлению «ангела», предлагающего безвозмездно сто рублей совершенно незнакомым людям. Их реакция на бескорыстное добро оказалась более чем удивительной и в некотором роде пугающей. Почему же именно Вампилов и именно эти пьесы стали основой очередной премьеры Лакского театра? Этот вопрос мы задали режиссеру-постановщику спектакля Магомедарипу Сурхатилову, недавно пополнившего свои знания в области театральной режиссуры на курсах народного артиста России, главного режиссера Театра Российской Армии, профессора Российского университета театрального искусства (ГИТИС) Бориса Морозова.  – Мне всегда импонировало творчество Шукшина и Вампилова, – рассказывает Сурхатилов. – Еще будучи актером, часто готовил для прослушиваний отрывки из произведений этих классиков. Их драматургия – бессмертная классика кино и театра. Почему же я решил поставить Вампилова и именно «Провинциальные анекдоты?» Ответ прост – исполнил желание друга. Еще несколько лет назад в Лакском театре работал Магомед Магомедов (ныне покойный), режиссер и один из талантливейших актеров. Лет 7-8 назад (точно не припомню) Магомед гостил у меня в Москве. Мы обсуждали, делились мнениями о роли театра и, естественно, перешли на обсуждение театра и кино. Заговорили о Шукшине, Вампилове и их творчестве. Магомед сказал: «Было бы неплохо поставить в моем родном театре «Провинциальные анекдоты». С удовольствием поработал бы с Вампиловским материалом и сам бы сыграл в спектакле». Я вспомнил про наш разговор и рассказал руководству театра. Все живо откликнулись на эту идею. И в довольно сжатые сроки спектакль взошел на сцену. Посвятили постановку памяти моего друга. – Вы ведь впервые работаете с труппой Лакского театра? – Да, но сработали все очень слаженно. И руководство театра, и актеры подошли к делу со всей ответственностью – каждый вносил свою лепту. Несмотря на плотный график, гастрольные выезды, во время репетиций все были на месте и работали в полную силу. А актер Шамсутдин Капланов на одну из репетиций приехал после гастролей с поврежденной ногой. Три часа шла репетиция, а он играл, превозмогая боль. В последующем он приходил и работал в гипсе. Преданный делу и своему зрителю, Шамсутдин сделал все как надо, и его образы (актер задействован в обеих пьесах) сыграны на хорошем уровне.  – Довольны результатом?  – Я никогда не бываю до конца доволен своими работами. Спектакль пока еще не обкатан как следует. Показ за показом будут выявляться какие-то нюансы, которые стоит изменить, и мы будем это делать совместно с художественным советом и руководством театра. «Провинциальные анекдоты» – режиссерский дебют Магомедарипа Сурхатилова в Лакском театре. Поэтому было интересно узнать и мнение актеров, задействованных в постановке.  – Вампилов ушел рано, и за относительно недолгий творческий период он тем не менее создал ряд пьес, которые пользовались и продолжают пользоваться успехом у зрителей. Среди них «Старший сын», «Утиная охота» и, конечно, «Провинциальные анекдоты». В этой работе драматург мастерски подчеркивает дух эпохи и из ряда комических ситуаций выстраивает парадоксальную картину современного общества. Я благодарен нашему другу Магомед­арипу за то, что он предложил такую хорошую идею, – делится режиссер театра Аслан Магомедов, играющий в «Истории с метранпажем» Семена Колошина.  – С творчеством Александра Вампилова я, к своему стыду, не был ранее знаком. И рад, что довелось поработать в этом спектакле. Режиссер не просто предложил добротный материал, но еще и смог сделать так, чтобы каждый из этих «анекдотов» проигрывался на одном дыхании. Он требовательный, может по нескольку раз выходить на сцену и показывать, как надо играть тот или иной фрагмент. Это очень всех подкупало. Мы с радостью поработаем с Сурхатиловым и в будущем, – говорит актер, заслуженный артист Дагестана Шамсутдин Капланов

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27471745/?_utl_t=fb © Дагестанская правда