Балугов И

Балугов-И-copy1-1024x723

В 20 – 30е года ХХ столетия в горных селах Дагестана, проходили массовые мероприятия по борьбе с безграмотностью, отсталостью и антисанитарией.

В одной из культармейских бригад, которая была организована в 1926 году в Кумухе, участвовал молодой одарённый парень из Кумуха Исмаил Балугов. Его выступления отличались яркостью, образностью и содержательностью. Районный комитет ВКП(б) предложил юноше войти состав компактной труппы национального театра, который в те годы был известен как Советский театр им. С. Габиева. Юноша обрадовался возможности постоянно находиться в сфере искусства. Он стал выступать со сцены театра со стихами лакских поэтов о революции, о героях гражданской войны, о родине, пел песни, составлял и вёл концерты к различного рода праздникам, а со временем стал участвовать в спектаклях театра.

В своих дневниковых записях И.А. Балугов пишет: «Задолго до открытия Лакского театра в Кумухе был организован самодеятельный кружок, в котором участвовали очень одарённые люди». Многие из будущих артистов театра посещали этот кружок ещё с 1922 года, видимо, и сам Балугов был одним из его участников.

Войдя в состав театральной труппы, И. Балугов все чаще появляется в репертуарных спектаклях, сначала в эпизодических, а затем и главных ролях. Событийным стало выступление И. Балугова в роли Омара в спектакле по пьесе М. – Х. Пашаева «Омар и Айшат». Молодые артисты И. Балугов и А. Ухтуева показали искренние глубокие переживания молодых героев, горских Ромео и Джульетты, не подчинившихся родительским запретам и принявших смерть, чем жить без любви. Образ Омара артист Балугов трактовал как героико – романтический. Спектакль надолго сохранился в репертуаре театра и захватывал темпераментной игрой артистов.

И. Балугов постепенно стал выступать не только как артист, но и как постановщик. Это происходило, конечно, от отсутствия квалифицированной режиссуры. В театр, затерявшийся в высокогорном Кумухе, профессиональные режиссёры не рвались. Да и в стране в те годы их было не так много. Поэтому молодое Управление Дагестана по делам искусства (1936) ищет выход из положения. Одним из таковых стало командирование в театральные вузы столицы ведущих артистов дагестанских театров для стажировки.  В числе первых прошел стажировку в Москве и Исмаил Балугов и со временем стал практикующим режиссером. Пьес национальной драматургии тогда было очень мало, не хватало переводов и русской, советской и западной драматургии. Поэтому кто мало-мальски разбирался в театральной кухне, писал оперы. Написал несколько пьес и Исмаил Балугов для своего театра в разные года. Это и «Кровавая площадь», которая шла в 20-е годы, и «Казбек», написанная в 1937 году, и пьеса 50-х годов, созданная в соавторстве с М. Алиевым «Ты меня не узнаешь?» Как правило, постановщик и сам играл одну из ведущих ролей. В спектакле «Казбек» И. Балугов исполнял роль Казбека, простого горского парня, который принял революцию и стал ее активным борцом. В конце 30-х годов была написана и поставлена на сцене Лакского театра пьеса М.Алиева «Аздар и Зайнаб». Роль Аздана была поручена И.Балугову, который сумел показать заступника горской бедноты и справедливого мстителя за коварство и жестокость казикумухскому хану Аглархану.

Балугов не был артистом, удивляющим богатством красок, широтой диапазона. Но в каждом своем сценическим образе он находил какую-то определяющую черту, от которой отталкивался и строил запоминающийся характер. Скупыми, сдержанными красками создавал он каждый образ, будь то положительный или отрицательный, как белогвардейский полковник Джафаров в спектакле «Поток» Ш.Абуллаева сложный, или глубоко драматический отец в спектакле «Блудный сын» Э. Раннета, или колхозный парторг Шабан «В родном ауле» М. Алиева, или кузнец Карта в спектакле «парту Патима» М. Алиева. Балугов любил свою профессию, дорожил театром и учил молодежь уважительному отношению и к театру, и к зрителю. За весомый вклад в развитие театрального искусства республики И.А. Балугову было присвоено высокое звание «Народный артист ДАССР» (1960), он награжден медалью «За доблестный труд».